На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Резолюция II-го Национального конгресса частных медицинских организаций

Резолюция
II-го Национального конгресса частных медицинских организаций


В Москве 20-21 ноября 2013 года состоялся II-ой Национальный конгресс частных медицинских организаций, посвященный переходу к рыночному здравоохранению в условиях социального государства.

Организаторами Конгресса выступили Некоммерческое партнерство «Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения» (г. Москва), Некоммерческое партнерство «Центр стратегических инициатив «Частное здравоохранение» (г. Москва).

В работе Конгресса приняло участие _____ представителей частной системы здравоохранения из ___ регионов РФ. В Конгрессе также приняли участие представители Федеральных органов исполнительных власти РФ, Государственной Думы РФ, региональных органов исполнительных власти РФ, Российского медицинского общества, а также других некоммерческих организаций, работающих в сфере здравоохранения.

Конгресс является важным этапом консолидации участников рынка медицинских услуг на федеральном уровне для решения актуальных проблем частного здравоохранения России: повышения качества медицинских услуг; успешного взаимодействия с органами исполнительной и законодательной власти.

Участники Форума отметили, что кардинальное изменение качества и доступности медицинских услуг, исключительно за счет средств бюджета, без привлечения частных инвестиций, не представляется возможным.

Сегодня экономика России успешно привлекает частные инвестиции, в том числе из-за рубежа. В то же время здравоохранение стоит в стороне от этого потока. Медицина развивается как сфера услуг, при этом частная система здравоохранения сталкивается подчас с непреодолимыми законодательными и административными барьерами.

Тревожным симптомом является низкое удовлетворение граждан качеством медицинских услуг на фоне многократно возросших государственных и частных расходов на их оплату.

Однако в здравоохранении сохраняются системные проблемы, когда организационные принципы советской медицины уже не обеспечивают задачу поддержания здоровья нации, не может вписаться в объективные условия необходимости существования системы здравоохранения в условиях рынка.

Участники Конгресса считают, что необходимым условием эффективного функционирования системы здравоохранения, создания цивилизованного рынка медицинских услуг в России являются скоординированные действия федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, а также саморегулируемых организаций, направленные на устранение проблем, препятствующих внедрению рыночных принципов организации оказания медицинских услуг.
В настоящее время статус СРО в сфере оказания медицинских услуг имеют ___ объединений предпринимателей.

Участники Конгресса считают необходимым обратиться к федеральным и региональным органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации с обращением принять меры по устранению проблем развития частной системы здравоохранения и создания цивилизованного рынка медицинских услуг в России.


Раздел 1
«Экономические проблемы перехода к рыночному здравоохранению в условиях социального государства»

 

Основные проблемы:

1.Государство решает проблему обновления инфраструктуры старыми методами за счет прямых вложений бюджетных средств, без использования рыночных институтов и инструментов: биржи, фондов, банков, лизинга, частных инвестиций.
2.Тарифы ОМС установлены ниже себестоимости услуг, оказываемых в частных медицинских организациях, что затрудняет интеграцию медицинского бизнеса в систему ОМС.
3.Отсутствие законодательно установленной возможности участия объединений медицинских предпринимателей в формировании тарифов ОМС.
4.Добровольное медицинское страхование не получило широкого распространения и в значительной степени дублирует ОМС. 
5.Граждане вместо добровольного страхования, которое должно быть дополнительным к обязательному, оплачивают медицинские услуги, зачастую входящие в программу государственных гарантий.
6.В настоящее время развитие частной медицины ограничено исключительно платежеспособностью населения. Самостоятельно оплачивать медицинские услуги в полном объеме способно не более 10% населения.
7.Платные услуги в государственных ЛПУ в условиях государственной поддержки препятствуют добросовестной конкуренции между государственными и частными организациями и привлечению частного проектного финансирования в отрасль.
8.На федеральном уровне отсутствует общепринятое правовое определение понятия государственно-частного партнерства, единое правовое поле и возможность «играть» по одним правилам. Недостаточное регулирование в отраслевых законах партнерских отношений органов власти и субъектов предпринимательства, не позволяет полноценно регламентировать обязательства сторон и гарантии для частных инвесторов при возникновении различного рода рисков.
9.Законодательно установлены ограничительные меры для медицинских организаций частной системы здравоохранения, не допускающие их на рынок медицинских услуг (запрет на заготовку и хранение донорской крови и ее компонентов, лечение наркоманов, забор, заготовку и трансплантацию органов и тканей человека, медико-социальную экспертизу).
10.Медицинские работники частных медицинских организаций лишены права на льготную пенсию.

Наши предложения:

1.Установить на федеральном уровне единую методику расчета тарифов ОМС, включающую единый перечень услуг и элементов себестоимости, а также различные по величине коэффициенты для каждого региона, в соответствие с полной себестоимостью услуг в данном регионе, включив в тариф инвестиционный компонент.
2.Обеспечить взаимодействие между страховыми компаниями и медицинскими организациями в системе ОМС на основании единых типовых правил, утвержденных на федеральном уровне, охватывающих все условия взаимодействия, не требующих заключения договора, что позволит пациенту свободно выбирать медицинскую организацию для оказания консультативной, специализированной и высокотехнологичной помощи с последующей оплатой медицинской услуги согласно действующим единым тарифам.
3.При оплате из фонда ОМС медицинских услуг законодательно установить возможность оплаты фондом взаимозаменямых услуг более высокого качества, в пределах тарифа, установленного для услуг входящих в программу государственных гарантий, установив на федеральном уровне перечни взаимозаменяемых услуг, разрешив покрытие образовавшейся разницы за счет добровольного страхования или соплатежей потребителей.
4.Внести изменения в Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», дополнив пункт 2 статьи 30 словами «представителей медицинских организаций».
5.Установить налоговую ставку в размере 0 процентов на доход организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения.
6.Отменить налог на имущество, используемое организациями, в процессе оказания медицинских услуг; НДС при закупке медицинского оборудования в лизинг.
7.Государству решать задачу обновления основных фондов (здания, медицинское оборудование) с использованием рыночных механизмов: привлечения частных инвестиций и развития кредитования. Создать специализированный банк с государственным участием и разработать программы: 1) развития кредитования - предоставления гарантий банкам в отношении заемщиков - медицинских организаций и субсидирования процентной ставки по кредиту; 2) формирования благоприятной среды - предоставления льгот по налогам, использованию земельных участков, аренде имущества.
8.Решать задачу обновления основных фондов государственных учреждений с использованием рыночных механизмов, предоставляя средства исключительно на возвратной основе через систему кредитования на общих основаниях. Обязать государственные учреждения образовывать фонды накопления и развития для обновления основных средств.
9.Необходим базовый закон о государственно-частном партнерстве, включающий:
1) статус органов исполнительной власти, как партнеров в ГЧП;
2) пределы полномочий по распоряжению имуществом и ответственности органов власти в рамках ГЧП: 
а) обеспечение исполнения обязательств органов власти, принимаемых в рамках контракта ГЧП; 
б) приоритет обязательств органов власти, принятых по контракту ГЧП в рамках соответствующей процедуры, для использования в качестве расходных обязательств в бюджете при наступлении случаев, предусмотренных контрактом;
3) подготовка конкурсной документации и проведения конкурсов, определение специальной процедуры выбора частного инвестора для заключения контракта ГЧП.
10.Внести изменение в законодательство, устраняющее ограничения для частных медицинских организаций на рынке медицинских услуг.
11.Предусмотреть и законодательно закрепить предоставление льготной пенсии в организациях независимо от формы собственности и индивидуальным предпринимателям, а также их работникам. Внести изменения в пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, заменив слово «учреждений» на «медицинских организаций и индивидуальных предпринимателей»


Раздел 2
«Модернизация системы надзора и контроля в условиях развития рыночного здравоохранения»

 

Основные проблемы:
1.Избыточность и неэффективность государственного контроля и надзора в отношении организаций, оказывающих медицинские услуги.
2.Нарушение со стороны органов государственного контроля (надзора) требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ о недопустимости проведения в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора) проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований.
3.Нарушение органами лицензирования при выдаче и переоформлении лицензии на медицинскую деятельность требований законодательства и нормативно-правовых документов. Неэффективность существующего порядка лицензирования медицинской деятельности в части предотвращения появления на рынке медицинских услуг недобросовестных участников.
4.Отсутствие адекватного условиям рынка медицинских услуг нормативно-правового регулирования в здравоохранении.
5.Неэффективность механизма общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов в здравоохранении.
6.Отсутствие подзаконных актов для реализации в полной мере требований федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» о проведении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
7.Избыточность требований к оснащению медицинских организаций, установленных порядками оказания медицинской помощи. 
8.Отсутствие в Минздраве подразделения для обобщения опыта с делегированием ему некоторых полномочий, которое занималось бы организациями частной системы здравоохранения и государственно-частным партнерством.
9.Договоры и соглашения о партнерстве органов власти с хозяйствующими субъектами или некоммерческими организациями в публично-правовой сфере (о сотрудничестве в сфере здравоохранения, о передаче отдельных государственных (муниципальных) полномочий и т.д.) законодательством не предусмотрены, что не позволяет устанавливать взаимоотношения долгосрочного характера.

Наши предложения:
1.Для устранения избыточности государственного контроля и надзора за медицинскими организациями внести изменения в постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» установив периодичность проведения плановой проверки в отношении медицинских организаций «не чаще одного раза в три года».
2.Для устранения двойного контроля при проведении проверок медицинских организаций внести изменения в Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» исключив требования о соблюдении порядков оказания медицинской помощи, соблюдении установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, соблюдении установленного порядка предоставления платных медицинских услуг.
3.Привести процесс лицензирования медицинской деятельности к требованиям законодательства и нормативно-правовых документов в части оформления перечня работ и услуг в приложении к лицензии. Отменить лицензирование медицинской деятельности при оказании высокотехнологичной помощи.
4.Исключить лицензионное требование о наличии у руководителя медицинской организации образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье», установленное Положением о лицензировании медицинской деятельности.
5.Создать согласительную комиссию Минздрава РФ с участием представителей объединений частной системы здравоохранения для пересмотра действующей нормативно-правовой базы на предмет оценки её регулирующего воздействия на рынок медицинских услуг.
6.Ускорить процедуру принятия подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих проведение государственного контроля качества и безопасности медицинских услуг.
7.Исключить из порядков оказания медицинской помощи обязательность соблюдения стандарта оснащения кабинетов для медицинских организаций.
8.Разделить ответственность между хозяйствующими субъектами и врачами за результаты деятельности для мотивации врачей к оказанию качественной медицинской помощи и обеспечения необходимой профессиональной автономии врача.
9.Перейти от лицензирования медицинской деятельности хозяйствующих субъектов к лицензированию профессиональной деятельности врачей.
10.Создать в Минздраве РФ отдел развития частной системы здравоохранения, придать развитию частной системы здравоохранения статус приоритетной государственной задачи.

Раздел 3
«Саморегулирование - необходимое условие развития эффективной рыночной системы здравоохранения и обеспечения безопасности пациентов»

 

 

Основные проблемы:
1.Отсутствует единая национальная врачебная организация, способная взять на себя ответственность за результаты профессиональной деятельности врачей.
2.Отсутствует предпринимательское сообщество, способное отстаивать интересы добросовестных частных медицинских организаций, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
3.Государством не установлены достаточные стимулы для массового вступление предпринимателей в добровольные СРО и развития активного самоконтроля при осуществлении медицинской деятельности вместо государственного контроля и надзора.

Наши предложения:
1.Содействовать созданию в России единой Национальной врачебной организации.
2.Придать развитию саморегулирования по предпринимательскому типу в сфере оказания медицинских услуг, предусматривающего систему самоконтроля и ответственности медицинского бизнеса за оказание медицинских услуг, статус приоритетной государственной задачи.
3.Внести изменение в законодательство, предусматривающее для медицинских организаций - членов СРО уведомительный порядок начала осуществления медицинской деятельности при обязательном страховании гражданской ответственности.
4.Рассмотреть возможность отмены государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в отношении членов саморегулируемых организаций.

Участники Конгресса приняли решение предложить Национальному союзу региональных объединений частной системы здравоохранения:
- продолжить работу по консолидации частных медицинских организаций с целью отстаивания интересов медицинского бизнеса и развития саморегулирования по предпринимательскому типу;
- организовать взаимодействие с федеральными и региональными органами власти (Государственная дума РФ, Правительство РФ, Минздрав РФ, ФАС РФ, Минэкономразвития РФ) по исполнению настоящей резолюции.

Оригинал: http://www.privatmed.ru/article/32/1314/

Картина дня

наверх